Окончательное снятие блокады.

В конце 1943 г или в самом начале 1944 наш полк перебросили с Карельского перешейка на южную окраину Ленинграда. Впрочем, перебросили не то слово. Перебрасывают по воздуху, по морю, по железной дороге, а наш полк двигался по ночным улицам Ленинграда своим ходом и занял позиции между мясокомбинатом и Пулковскими высотами, в трёх-четырёх километрах от моего бывшего общежития. Если бы это было не общежитие, в котором как я знал, не осталось никого из знакомых, а мой родной дом, то я мог бы с фронта домой сбегать.

Полк с ходу приступил к ведению контрбатарейной борьбы с батареями противника. Немцы очевидно догадывались о предстоящем наступлении наших войск, и их батареи действовали довольно активно, стремясь помешать сосредоточению, накоплению и перегруппировке наших войск. Насколько я помню, полк вёл огонь по батареям противника, расположенным под Пулково и посёлком Урицкого. Одновременно с этими действиями в полку готовились к предстоящему большому сражению. Командиры и разведчики изучали передний край, обнаруживали и засекали новые огневые точки и опорные узлы противника, штабные блиндажи и землянки, а мы, топовычислители производили соответствующие расчёты и готовили данные для стрельбы.

Наступление наших войск началось 15 января с мощной и длительной артподготовки. Наш наблюдательный пункт находился на чердаке одного из полуразрушенных зданий, и мне посчастливилось быть там в это время. В это утро стоял туман, и видимости никакой не было, о происходящем можно было судить только по звукам выстрелов и разрывам снарядов и мин. Результаты своей работы и работы других артиллерийских частей мы увидели позже, во время нашего движения при наступлении. Всюду были разбитые развороченные блиндажи и землянки, перевёрнутые орудия, тягачи, автомашины, танки и множество трупов противника. И всё это было сделано артиллерией, поскольку самолёты в это туманное утро не летали. В районе Пулкова, Дудергофа и Красного Села оказалось много техники, брошенной в исправном состоянии и подбитой. Меня особенно поразили огромные пушки, по сравнению с которыми даже наши 152 мм гаубицы казались малютками, и огромные штабные автобусы вроде нынешних Икарусов.

Так начался разгром немцев под Ленинградом и полное снятие блокады. Затем началось успешное освобождение Ленинградской и Псковской областей. В ходе этих боёв, длившихся со средины января и до мая, наш полк потерял больше людей, чем за два предыдущих года, и лично у меня сохранилось в памяти больше событий. Не все эти эпизоды и события равны по важности, некоторые теперь кажутся мне незначительными, но это сейчас, а тогда они казались важными, иначе не сохранились бы в памяти. О них, этих событиях, случаях, ощущениях я намереваюсь писать так, как это представлялось мне в ту пору, помня один очень дельный совет К.М.Симонова начинающим мемуаристам. Он, например, указывал, на то, что некоторые пишут воспоминания с точки зрения сегодняшнего дня, то есть ретроспективно оценивают события и от этого достоверность и правдивость написанного снижаются. Постараюсь этого избежать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий