От устья Курчума до Чёрного Иртыша

Андрей, с которым я приехал на охоту, покинул нашу компанию. Он был практичный, хозяйственный мужик, и ездил на охоту и рыбалку не столько ради удовольствия, сколько ради добычи, и в этот раз он захватил с собой пару сетей, чтобы побольше заготовить рыбы и дичи. Увидев, что в этой компании вся добыча общая, никто не стремится как можно больше настрелять или наловить, он с женой переехал на другое место в тот же вечер.
Зайсан 2009
Зайсан вблизи мыса Куржун
На следующий день утром мы ещё поохотились, порыбачили, а во второй половине дня те, кому нужно было выходить на работу, стали собираться в дорогу. Кроме меня, с женой и сыном, остался Виталий Коновалов с женой, кстати, работницей нашего отдела. Они, как и мы были в отпуске, и все вместе мы решили ехать на Зайсан, а если будет желание, то и дальше, на Чёрный Иртыш.  Вначале мы отправились к месту, где Иртыш вытекает из озера, на мыс Куржун (впоследствии на этом мысу расположилась заводская база охотников и рыболовов), но не задержались там надолго, а продолжили двигаться вдоль берега Зайсана до впадения в него реки Чёрный Иртыш.
Чёрный Иртыш
При впадении в озеро Чёрный Иртыш разбивается на несколько рукавов. Множество проток, больших и маленьких заливов, островков, необозримые заросли камыша, в которых водится масса разнообразной водоплавающей дичи и рыбы. Рыба всех сортов – сазан, щука, окунь, карась, линь. При удаче можно поймать и более ценную рыбу – нельму, осетра, ускуча, стерлядь. Нам в этот раз удачи не было и ничего ценного мы не поймали, что же касается обычной рыбы и дичи, то наловить и настрелять можно было столько, сколько нужно. Несмотря на прекрасную охоту и рыбалку, мы не остались здесь надолго, так как для отдыха место было не очень подходящим: не было ни кустика, ни деревца, чтобы укрыться от солнца, и хорошего подхода к чистой воде, чтобы искупаться или набрать воды для готовки. Здесь мы провели только одну ночь, спасаясь от комаров на небольшом возвышении.
Черный Иртыш
Чёрный Иртыш
Дальнейший путь проходил вдоль правого берега Чёрного Иртыша. В пределах СССР Чёрный Иртыш протекает по Зайсанской низменности среди голой степи. Однако по его берегам узкой полосой в несколько десятков, иногда сотен метров тянутся густые заросли кустов и деревьев. По прежним поездкам мы знали, что в этих зарослях водятся несметные тучи комаров, и долго подыскивали место, где этих тварей будет поменьше. Наконец, нашли место, которое нам понравилось – на высоком берегу с хорошим спуском к воде на небольшой чистой поляне без деревьев и кустов. Рыбачить здесь можно было прямо с берега, а для охоты достаточно было отойти на несколько десятков метров. В первый же вечер мне пришлось повстречаться с кабаном. В поисках удобного места для засады я двигался между кромкой воды и стеной камыша. Едва я отошёл от стана, как увидел следы кабанов, настолько свежие, что продолжали наполняться водой на моих глазах. Кабаны были где-то рядом, и я с тревогой прислушивался к каждому шороху в камышах. При мне были только патроны, заряженные дробью, желание охотиться на уток исчезло, и я быстренько вернулся на стан.
Выбранное нами «удачное» место для отдыха с наступлением вечера оказалось сущим адом. Несметные тучи комаров начали кружиться над нами и вокруг, и не дав нам даже поужинать, загнали в палатки. Но от жуткого жужжания комариной стаи снаружи и тех, что проникли внутрь, невозможно было заснуть. Кроме того, в палатках было душно и жарко. Также душно и жарко было снаружи. Никакого ветра не было, тем не менее, явственно ощущалось движение сухого раскалённого воздуха. Видимо в ту ночь до этих мест дошли отголоски тех жарких иссушающих ветров, которые бывают в соседней Джугарии. Измученные духотой, комарами, бессонницей, мы стали рыть ниши-норы в высоком песчаном берегу, надеясь там найти спасение. Но песок оказался прогретым на большую глубину, никакой прохлады не ощущалось, и от комаров не было спасения. В конце концов, мы, не дожидаясь рассвета, поснимали палатки, побросали вещи в машину как попало, и, провожаемые комарами, быстро смотались из этого места

2 комментария:

  1. Хорошо помню историю с комарами. Здесь или смешались воспоминания о разных поездках, или на Чёрном Иртыше всегда так

    ОтветитьУдалить
  2. Упоминаемый здесь Виталий Коновалов впоследствии станет последним министром Средмаша. Одно время он будет руководить комбинатом в Глазове.
    http://ourov.blogspot.com/p/blog-page_24.html

    ОтветитьУдалить