Учёба

Итак, после вынужденного, более чем пятилетнего перерыва я оказался в станах родного института и приступил к учебе. Были трудности материальные и связанные с тем, что за годы войны всё или почти всё забылось, но после войны всё это казалось несущественным. Как это не покажется странным, но мы, студенты, в материально-бытовом отношении жили лучше чем до войны в сравнении с другими группами населения. Деньги тогда не имели большого значения, так как все продукты и промтовары нормировались. Маленькой студенческой стипендии вполне хватало на то, чтобы выкупить всё, полагавшееся по карточкам, а полагалось студентам почти столько же сколько рабочим и служащим. В карточной системе было для студентов даже преимущество: до войны стипендия исчезала задолго до получения новой и нередко бывало так, что студенту несколько приходилось вести полуголодное существование или просто голодать по нескольку дней. По карточкам продукты вперёд не выдавались, и в течение месяца студент питался равномерно.
Труднее было с учёбой. Приходилось навёрстывать упущенное за счет напряженной работы и большого желания учиться. В этом деле нам оказывали большую помощь профессора и преподаватели, которые с особым вниманием относились к студентам в солдатских гимнастёрках. Особенно трудно мне давалась учёба в первый год, в частности, органическая химия – основа моей будущей специальности. Практические работы и курсовая работа по этому предмету запомнились мне в виде какого-то кошмара. Вся лабораторная посуда, все эти колбы, стаканы, бюретки из тонкого стекла, почему-то часто разбивались, их содержимое рассыпалось, разливалось и каждый опыт приходилось начинать сначала.
Особенно мне не везло при выполнении курсовой работы и те дни, в течение которых, я её выполнял, остались в памяти как самые чёрные из послевоенных лет. По заданию мне необходимо было синтезировать порошок, из которого приготовляют фиолетовые чернила, кажется он называется метилвиолет. Необходимо было в лабораторных условиях воспроизвести технологический процесс получения порошка и снять показатели выхода по всем операциям. Сейчас я уже не могу сказать сколько было этих операций и какова была их последовательность, запомнилось только, что надо было получить два каких-то раствора, смешать их в определённой пропорции. В результате появлялся осадок нужного промежуточного вещества, который нужно было отфильтровать, просушить, измельчить, взвесить, затем смешать с другим веществом и так далее. В результате выполнения почти всех операций, какие только существуют в химической промышленности должен был получиться нужный порошок. При нормальной работе на всё требовалось около двух недель, а у меня эта работа заняла больше месяца, в течение которого я ходил вымазанный в чернилах как самый неряшливый первоклассник.
Трудности были только в первый год, а затем бывшие фронтовики втягивались в учёбу, и поскольку у них за плечами был большой жизненный опыт, трезвый взгляд на жизнь и желание учиться, то учились они не хуже, а как правило, лучше обычных выпускников школ. Я, например, не отличался особенными способностями, но отметки на последних курсах, имел только хорошие и отличные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий