От Усть-Каменогорска до Курчума

Дорога на Женгиз-Тобе (Георгиевка)
Дорога на Георгиевку
Итак, однажды, в конце августа или в начале сентября, когда только что была открыта охота на водоплавающих птиц, мы решили «сбегать» на 2-3 дня к устью реки Курчум. До этого места было немногим больше трёхсот километров, и это считалось немного по казахстанским меркам. Во всяком случае заядлые рыболовы или охотники успевали «сбегать» сюда на выходной, прихватив ещё день «за свой счёт» (тогда был только один выходной день). Отправились мы на двух машинах. Я с женой и сыном на своём «Москвиче» и Андрей с женой на старенькой «Победе», которую он сам восстановил после того, как она была списана. Наш путь был традиционный и единственный в то время – через Георгиевку, Николаевку, Кокпекты, Самарское, на пароме переправлялись через реку и далее по по правому берегу Иртыша до впадения в него реки Курчум. Впоследствии была проложена другая дорога: через Ленинку, Северное, Таргын, Самарское. Этот путь короче первого почти на 100 км, но пролегает через горные перевалы, серпантины, поэтому в зимнее время им старались не пользоваться.
Для автотуристов: "Курумская-Казнаковская" переправа работает с 6 до 22 ч.  два причала на каждом берегу.
Курчумская переправа
В дороге никаких происшествий не было за исключением того, что пришлось потерять много времени на бензозаправке в Кокпекты из-за отключения питающей колонки электроэнергии. Эта задержка привела к ещё более длительной задержке на паромной переправе. Как мы ни старались наверстать упущенное время, это нам не удалось, и к переправе мы подъехали в тот момент, когда паром на наших глазах отошёл от берега. Нам пришлось ждать более трёх часов, пока с другого берега на пароме переправили стадо коров и овец, разгрузили его, и команда отмыла палубу от следов животных. За это время мы наловили с дебаркадера рыбы и на уху и на жаркое.
Так как из-за непредвиденной задержки на переправе мы уже не успевали к месту охоты на вечернюю зорьку, решили остановиться на правом, совершенно голом берегу Курчума, где не ожидалось комаров. Место было высокое, продуваемое, и комаров действительно не было. Когда мы спустились вниз к реке, чтобы искупаться и набрать воды для ухи, увидели необычную картину. Во многих местах на берегу и среди прибрежных коряг и кустов было множество дохлых налимов всех размеров. Некоторые из них ещё подавали признаки жизни, старались принять правильное положение, уйти в глубину, но сил для этого не было и они снова оказывались брюхом кверху. При виде такой картины мы стали строить догадки о причинах массовой гибели налимов. Причиной этого мог быть массовый сброс ядовитых отходов, но выше по течению не было никаких заводов. Кроме того, в этом случае наряду с налимами была бы и другая дохлая рыба, но её не было. Наиболее вероятной причиной нам показалась жара. Лето в том году вплоть до сентября было исключительно жарким, вода в реке нагрелась намного больше обычного, и холодолюбивые налимы, которые и нерестятся зимой, этого не выдержали.
река Курчум
Река Курчум
Хорошо выспавшись, мы рано утром переправились по мосту на левый берег к месту охоты и рыбалки. Здесь мы неожиданно встретили большую группу хорошо знакомых заводчан: Ахроменкова, Ухоботова, Соловьёва, Коновалова с женой и ещё двух-трёх человек, имена которых уже забылись. Они прибыли сюда на трёх машинах и ещё накануне вечером неплохо поохотились. Утром мы охотились уже вместе, днём рыбачили, а после вечерней зорьки с помощью паяльных ламп заварили в большом ведре примерно пятнадцать уток и чирков. Затем, как водится, сидели у костра, рассказывая охотничьи байки.
Большое участие в поддержании костра принимал мой трёхлетний сын. Он то и дело обращался к папе с мамой: - «Пойду, пьинесу дьёвишки» - и, получив разрешение, отправлялся в темноту за несколько метров от костра. Он тогда ещё не умел выговаривать «р», и его «Пойду, пьинесу дьёвишки» всех смешило. Смешно было и то, что никаких дровишек поблизости не было, а был только выброшенный на берег и уже высохший камыш. Эта сценка запомнилась мне на всю жизнь.
Ещё один эпизод запомнился из этой охоты. Не умея хорошо стрелять, я компенсировал этот недостаток выбором места, где утки по моим расчётам должны были часто налетать на верный выстрел или садиться на воду недалеко от меня. Для этого мне пришлось по пояс забраться в воду среди камышей. Погода стояла жаркая, вода была тёплая и никаких неудобств я не испытывал.

1 комментарий: