Хирургия по Чехову

Следующим пунктом, где мы намечали остановиться, был населённый пункт Буран, расположенный в устье р. Кальджир, недалеко от китайской границы. Здесь была пограничная зона, посты, шлагбаумы, и двигаться дальше можно было только по пропускам. Но никаких пограничников на постах мы не видели, тогда у нас была дружба с Китаем, пограничных конфликтов не было и все пограничники, наверное, были непосредственно на границе.
В Буране, как нам было известно, имелась переправа через Чёрный Иртыш, и там мы собирались переправиться на левый берег. Там же мы надеялись найти какой-либо медпункт, крайне необходимый одному из нас. Этим нуждающимся был я. Почти двое суток меня не отпускала страшная зубная боль, а левая половина лица напоминала половину футбольного мяча или арбуза. Я чувствовал, что воспалительный процесс происходит под пломбой, и в моменты нестерпимой боли пытался удалить эту пломбу с помощью иглы или куска ржавой проволоки, подобранной на дороге, но мне это не удавалось. С чувством ожидаемого облегчения от боли я подъезжал к Бурану. Медпункт нам удалось найти быстро, но был воскресный день и никого, кроме дежурного фельдшера там не оказалось.
Фельдшер был молодой здоровый детина с могучими руками. Как потом выяснилось, по образованию он был ветеринарным фельдшером, а здесь начал работать недавно, исполняя обязанности брата милосердия: погрузить больного в машину скорой помощи, сделать несложную перевязку, выдать больным простейшие и безвредные лекарства вроде аспирина. От оказания мне помощи он сначала категорически отказался, мотивируя тем, что никогда не имел дела с зубами, но потом сжалился и включил зубосверлильный станок, чтобы высверлить пломбу. Сверло быстро сломалось, вскоре сломалось и второе, а больше свёрл не оказалось. К этому времени мы оба были измученные, потные и решили сделать перекур. Перекурив и отдохнув, он снова взялся за мой зуб. На этот раз он орудовал «козьей ножкой», но также безрезультатно. Измучившись, он решил ещё раз перекурить, а я сам пытался орудовать «козьей ножкой», но тоже безуспешно. После перекура он сделал третью попытку вытащить пломбу, но так и не смог.
Вся эта необычная процедура продолжалась около сорока минут. Я, конечно, не следил за временем, мне было не до того, но мои попутчики, ожидавшие меня на жаре и поминутно заглядывавшие в окно, засекли точно. Ещё примерно сутки я мучился от страшной боли, пока нарыв не прорвался, а когда, вернувшись домой, обратился в заводскую поликлинику, девушка, зубной техник так быстро и безболезненно удалила пломбу, что я почти и не заметил. Вот что значит, хорошо знать своё дело!
'Хирургия'. Рисунок А. Апсита. 1905
Хирургия. Рисунок А. Апсита. 1905

Комментариев нет:

Отправить комментарий