Поездка вокруг Зайсана. Предыстория

Его Величество Зайсан
Озеро Зайсан
За двадцать три года жизни в Усть-Каменогорске, областном центре Восточно-Казахстанской области, мне неоднократно приходилось бывать в этих местах летом и зимой, добираться до этих мест по воде и по суше. Цели этих поездок были, конечно, несколько иные, чем у путешественников и открывателей этих мест.  Наряду с естественным стремлением познакомиться с природой и вообще со своей родной областью многих обитателей областного центра сюда привлекали
Озеро Зайсан
замечательные места для охоты, рыбалки и отдыха. Охота и рыбалка в этих местах были настолько богатые, что многие жители областного центра выезжали сюда за триста с лишним километров даже в выходные дни, отпросившись накануне пораньше уйти с работы или выпросив один день за свой счет.
На днях, 24 ноября 1982 г., очередной выпуск клуба кинопутешественников был целиком посвящен Восточно-Казахстанской области, причем показывалась не вся область, а только наиболее интересная ее часть, так называемое, Прииртышье, где в прошлом веке пролегали пути экспедиций таких исследователей этих мест и Центральной Азии как Пржевальского, Семенова-Тяньшаньского, Потанина, Великанова. Их путь пролегал от Семипалатинска вверх по Иртышу до озера Зайсан, а далее по Черному Иртышу, берущему свое начало в Китае.
Во время многочисленных поездок по этим местам мне приходилось бывать в различных точках на берегах Иртыша, Зайсана и Черного Иртыша, но только один раз за одну поездку представилась возможность проехать вокруг Зайсана. Для этого потребовалось проехать по северному берегу Зайсана, затем по правому берегу Черного Иртыша до Китайской границы, переправиться здесь на левый берег Черного Иртыша, а затем вдоль левого берега Черного Иртыша и южного берега Зайсана возвратиться домой другой дорогой. В основном этой поездке вокруг Зайсана посвящены мои воспоминания.
Поездку вокруг Зайсана мы совершили на нашем «Москвиче» с женой и трехлетним сыном. На первом этапе этого путешествия нашими попутчиками были муж и жена Пивуновы, люди, не относящиеся к числу наших близких друзей, просто знакомые и соседи по дому, поэтому следует пояснить, почему мы поехали с ними.
С Андреем Пивуновым я познакомился года за четыре до этой поездки. Он как шофер-профессионал первого класса помог мне однажды устранить какую-то неисправность в только что купленной мной машине, а через день или два предложил мне потренироваться в вождении. В тренировочном цикле мы поехали за Ленинку. Где по его словам были косачиные места, и при удаче можно было заодно и поохотиться. В поездку с нами отправилась моя жена, которая была накануне родов, поэтому ехать мы собирались осторожно, без тряски, без приключений и без волнений.
Осень на Аблакетке
Осень на Аблакетке
Тем не менее, за эту недальнюю и короткую поездку поволноваться всем нам пришлось дважды, и поволноваться довольно серьезно. Первый раз это случилось при переезде через реку Аблакетка в селе Самсоновка, что расположено примерно в 7-8 километрах от города. Мост здесь был на ремонте, и речку пришлось переезжать вброд. За руль сел Андрей и вопреки пословице «не суйся в воду, не изведав броду» смело направился через брод по следам других машин. Примерно на середине реки мотор машины заглох, передок погрузился в воду по самую крышку капота, а в салоне вода оказалась выше переднего сиденья и вровень с верхней частью заднего. День был воскресный. Машины ходили редко, и нам долго пришлось сидеть на берегу, пока нас не вытащила проходившая машина.
Второй раз за эту поездку нам сильно пришлось поволноваться уже на месте, куда мы приехали, заменив по дороге на тракторном стане масло в картере двигателя, перемешавшееся с водой. Поставив машину на краю скошенного овсяного поля и вытащив из нее для просушки сиденья и разные тряпки, мы, взяв ружья, пошли с Андреем вниз по склону поля, надеясь встретить сидящих около скошенных валков или в кустарнике близ ручья косачей. Едва мы отошли от машины на 100-150 метров, как услышали взволнованный крик моей жены – «Где патроны, где патроны?!». Из-за склона машину мы не видели и не могли понять в чем дело, а когда сделали несколько шагов в обратную сторону, то увидели необыкновенную картину.
Тетерев-косач
Недалеко от машины, на расстоянии каких-нибудь 10-15 метров на камнях сидело полдесятка косачей, разглядывающих машину и разостланные для просушки цветные тряпки. Жена находилась возле машины и рядом с ней лежала малокалиберная винтовка Андрея, но патронов не было, коробка с патронами находилась в кармане у Андрея. Пригибаясь, крадучись мы пытались приблизиться к косачам, но это нам не удалось.
Удивительная это птица тетерев или по-местному косач. Она близко подпускает к себе машину, трактор или комбайн (что и явилось основной причиной быстрого и почти полного их истребления), но человеку подойти к ней на выстрел почти невозможно. Рассказывают, что раньше на них охотились так: охотник осторожно и медленно передвигает перед собой высокий щит, обтянутый белой материей и, укрываясь за этим щитом, осторожно приближается к дереву, стогу или камням, где рассаживаются эти птицы.
В эту поездку мы ничего не подстрелили, да и основная наша цель заключалась не в этом, зато в последующем мне несколько раз пришлось успешно поохотиться в этом месте. Косачей здесь было так много, что однажды на машине в сумерках мы прямо врезались их стаю и утром обнаружили одного косача задавленного колесом.
В этой поездке на охоту впервые участвовал мой сын. Он правда находился еще во чреве матери и появился на божий свет только через месяц, но охотничье волнение своей матери, когда она взволнованно кричала про патроны передалось, наверное, и ему. И вот три года спустя мой трёхлетний сын вновь отправился на охоту в той же компании. Мы с женой были в отпуске, и когда Андрей предложил мне "сбегать" на 2-3 дня на охоту и рыбалку в устье Курчума, я вспомнил первую и пока единственную  совместную поездку и принял предложение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий