О детях

Поскольку автобиография есть автобиография, то есть документ, в котором должны быть отражены по возможности все предыдущие годы жизни и сведения о близких родственниках, я не могу умолчать о своих детях.

Первые мои дети, дочки Оля и Марина, родились в Глазове. В 1955г., когда одной из них было около двух с половиной лет, а другой на год меньше, мы перевезли их в Усть-Каменогорск. Путешествие было длительным и изнурительным, стояла неимоверная июльская жара, в общих вагонах было как в пекле, не везде можно было достать хорошей питьевой воды чтобы утолить жажду, было много тяжелых пересадок. Все эти трудности малютки перенесли превосходно. В Усть-Каменогорске после долгого раздумья и колебаний родители решили подарить девочкам братца и через пять лет после Маринки появился на свет малыш которого назвали Саша. Новорождённый оказался необыкновенным ребёнком, весил 5,2 кг и чтобы извлечь его из утробы матери, пришлось делать кесарево сечение.

Несмотря на то что мы с женой постоянно работали и не было у нас постоянно проживающих бабушек, воспитание детей, насколько я помню, не было для нас большой и сложной проблемой. В самом раннем возрасте у детей были наемные няни, потом дети определялись детские ясли, затем в детские садики. С этим проблем тоже не было никогда. Детские учреждения всегда находились рядом с домом, в каких-нибудь сотнях метров, а устроить детей в эти учреждения не представляло никакого труда, поскольку мы с женой были на предприятии людьми известными, уважаемыми и близкими к руководству.

Дети не доставляли нам особых хлопот, забот и неприятностей во время учёбы в школе и вообще в школьные годы. Никогда на них не жаловались жители дома и ни разу нас не вызывали в школу по поводу недостойного поведения или плохой успеваемости. Был в впрочем один случай, когда учительница Марины сама пришла к нам на квартиру с жалобой на неё. Войдя и поздоровавшись, она сразу приступила к делу: «Зачем вы балуете Марину, зачем даете ей так много денег? Она каждый день приносит на урок цветные карандаши, переводные картинки, ручки, марки, конфеты. Все это она показывает и раздает во время урока подругам, отвлекает и мешает проводить урок». Для нас это оказалась полной неожиданностью, поскольку деньгами и вещами мы детей никогда не развращали. Позвали Марину, и в ходе беседы с ней все прояснилось. В то время мы зарабатывали прилично, и, хотя нельзя сказать что денег не считали, но мелкие разменные деньги у нас лежали буквально где попало, открыто и конечно не учитывались. Марина тогда училась в первом или втором классе, истинной цены денег не знала, но знала, что на эти монетки можно купить и цветные карандаши, и переводные картинки, и многие другие привлекательные мелочи. Мы, трое взрослых, горячо объяснили Марине неприличность её поведения, так, что девочка рыдала взахлёб и клялась, что больше так делать не будет. Инцидент был исчерпан.

В дальнейшем мы также не прятали мелкие деньги от детей, но если кто-либо из них брал эти деньги, то потом обязательно говорил на что их потратил, кино, эскимо. тетрадки и так далее. Дети были разумные и тратили деньги только по назначению. Вообще, насколько я помню, наши дети не были жадными к деньгам и вещам, и в этом отношении выгодно отличались от тех детей, что порой выжимают все соки из родителей, требуя купить велосипед, мотороллер, фотоаппарат и так далее. Я не помню ни одного случая, чтобы мы с женой не удовлетворили просьбу детей купить какую-то вещь, но я также не помню, чтобы наши дети просили купить им что-то такое, что по нашему мнению было излишеством. За всё время обучения детей в школе, кроме описанного недоразумения с Мариной, других забот и волнений мы не испытывали. Нас никогда не вызывали в школу кроме как на общие классные собрания родителей, которые мы с женой мной по очереди посещали, хотя никакой пользы от этих собраний не получали. Все эти собрания походили друг на друга как две капли воды, учительница в нескольких словах сообщала, сколько в классе отличников, хорошистов, двоечников, затем назывались имена отличников с похвалой в их адрес, а затем начиналась самое главное – поименное и подробное осуждение у каждого двоечника, хулигана, лодыря. Несмотря на то, что на этих собраниях мы не получали никакой информации о своих детях и никакой пользы они нам не приносили, мы с женой не пропускали ни одного такого собрания, стремясь показать детям, что их учёба и школьные дела для нас также важны как собственная работа на производстве. Дети это чувствовали, и без всякого принуждения и помощи с нашей стороны старались учиться также хорошо как хорошо работали на производстве их родители. Мы с женой были знакомы с произведениями Макаренко и другой педагогической литературой, но главным в воспитании детей у нас всегда оставался личный пример родителей, особенно их матери. Наши дети учились без троек, а в отдельные годы переходили из класса в класс с похвальными грамотами. При этом нам почти никогда не приходилось заставлять их делать уроки или помогать с уроками. Наоборот, в последних классах школы наши дочери так много занимались, что нам приходилось чуть ли не силой отрывать их от занятий и заставлять выйти погулять, отдохнуть. Так было с девочками. Что касается сына, то в последних классах он получал тройки по техническим дисциплинам – химии, физике, математике, и с ним приходилось иногда заниматься. К этому времени он уже твёрдо решил идти в гуманитарный вуз, и видимо поэтому у него не лежала душа к таким предметам как химия, физика, математика. Или наоборот–решение пойти в гуманитарный вуз было продиктовано трудностью усвоения технических дисциплин. Наши дети были самостоятельно не только в школьных делах, но и в выборе друзей и увлечений. Мы никогда не говорили детям с этим дружи, а с этим не дружи, этого води в дом, а этого не води. В выборе друзей мы полагались на самих детей и всегда уважительно, или во всяком случае лояльно, относились к их друзьям, даже если они нам чем-то не нравились.

Большой самостоятельностью дети пользовались и в выборе увлечений, в секции они записывались сами. Исключение из этого правила было, насколько я помню, только в двух случаях. По своему родительскому хотению и разумению мы определили сына в школу с английским уклоном, где английский язык преподавали начиная со второго класса. Второй случай касается определения Марины в музыкальную школу, но у меня нет твёрдой уверенности, что инициатива исходила от нас. Возможно Марина сама решила учиться в музыкальной школе по примеру какой-нибудь подружки. Во всех остальных случаях наши дети сами выбирали себе спортивные секции и увлечения, и чем они только не увлекались - гимнастикой, плаванием, подводным плаванием, горными лыжами, боксом и так далее. Наиболее устойчивые и длительные увлечения были у Марины. Она с охотой и удовольствием занималась в музыкальной школе и закончила её, несмотря на почти полную потерю слуха в результате перенесённой тяжелой болезни. По этой же причине ей пришлось отказаться от занятий в секции плавания где она занималась небезуспешно и однажды в составе областной команды ездила на республиканские соревнования Алма-Ату. Третьим длительным увлечением Марины было коллекционирование значков.

Сейчас, когда наши дети стали взрослыми и уже сами имеют детей, мне кажется, что они были хорошими детьми и не доставляли нам с женой особых хлопот и забот. Но дети есть дети, и какими бы хорошими они не были, неприятности и волнения родителям они доставляют. Известно, что с каждым ребёнком в детстве обязательно случается что-то такое, что приносит огорчение и печаль родителям, случалось такое и с нашими детьми. Ольга однажды попала ногой в канализационный люк и сломала её так, что мне, фронтовику, было страшно на это смотреть, носок ноги был повёрнут на 180 градусов. Во время игры в казаки-разбойники трижды падал с гаражей Сашка и трижды при этом ломал руку. Будучи уже студентом, он сломал несколько пальцев всё на той же злосчастной правой руке. Сначала он объяснил это тем что упал на лестничной площадке где было темно, но через день или два выяснилось, что к нему стали приставать двое пьяных, вымогая деньги, в результате один оказался на земле, а второй ретировался. Этот факт подтвердили Сашкины друзья, бывшие свидетелями этой сцены.

Редкий момент, когда обе бабушки приехали в Усть-Каменогорск одновременно

Комментариев нет:

Отправить комментарий